* * *
Помнится, тоже в начале моего педагогствования была у меня такая изумительная девочка Даша. Даше тогда едва исполнилось 4 года. А задание у нас было "Листопад" в технике аппликации. Деревья и травку мы сделали и уже наклеили на картонку, нарезали разноцветных листочков и теперь наклеиваем их на осенние деревья и на землю. Вся группа сидит, и дружно клеит. А Дашка бездельничает:
- Даша, ты почему листочки не клеишь?
- Вы понимаете, Татьяна Георгиевна - начинает обстоятельно объяснять Даша, она у нас вообще дама ужас, какая обстоятельная, - У меня на картине поздняя осень!
- Ну и что? - не понимаю я.
- Ну, как же! Листья все с деревьев уже облетели! - прелесть Даша!
- Отлично! Облетели с деревьев! А куда они облетели? - спрашиваю, и сама тут же отвечаю, с детьми вообще крайне важно успеть выпалить нужные слова первой, иначе всё, заболтают… - На землю! Вот на землю и клей!
- Да нет, вы не поняли! – не сдается возмущенная Дашка - У меня же поздняя осень!
- Ну и что?! - начинаю выходить из себя.
- Как что!? - в тон мне отвечает Даша - Как что!? Ветры же дуют, все сдуло!
Надо что-то делать. Я понимаю, что зашла в тупик. Но как-то же надо заставить поросенку работать. Вот, думаю, сейчас применю на ней всеми рекомендуемый педагогический прием, скажу ей: "А представь себе Дашенька, что у тебя ранняя осень, и наклеивай листики на дерево и землю!" Я улыбнулась лучшей из своих благожелательных улыбок, набрала побольше воздуху и.... И ничего не успела сказать, потому что Дашка вскочила из-за парты и возмущенно всплеснув руками заявила:
- Вот только не надо мне этого "Предтса-а-авьте себе!"!!!
- Так, солнышко, хорошо, не надо так не надо. - я поняла, что спорить с этой девочкой бессмысленно и мучительно сдерживалась, чтобы не захохотать в голос. Давясь от смеха, я продолжила: – Клей листочки, куда я скажу и все! Потому что я так сказала!! Потому что потому!!! Наклеивай листья!!!!
- Ну, так бы сразу и сказали! - обворожительно улыбнулась деточка - а то что вы все Дашенька, Дашенька!
И еще несколько историй
* * *
А вот еще одна история про ту же девочку Дашу.
Однажды на занятия Даша, которой тогда было уже почти пять, принесла кукол Кена и Барби. Уселась за парту, и надев на мордашку выражение вселенской скорби, раздела обеих кукол и принялась тщательнейшим образом их изучать.
Я подошла к Даше и поинтересовалась, чем же это она так увлеченно занимается. Даша тут же объяснила:
- Вот смотрите, Кен мальчик. А Барби девочка. А Вы знаете, чем они отличаются?
- И чем же? – поинтересовалась я.
- У Кена пенис, а у Барби грудки! – печально сообщила Дарья
- Правильно, это потому что Браби девочка, а Кен мальчик, так мальчик от девочки отличаются. Вот, Атрем у нас тоже мальчик, а ты Дашенька, девочка…
- Вот-вот! – подхватила Даша, - Артем мальчик, у него пенис. Артем, у тебя есть пенис?
Артем (который был старше Даши на 5 лет) покраснел как вареная свекла, но все же утвердительно кивнул.
- А вот я вовсе и не девочка! Я вообще не знаю, кто я… – отчаянно воскликнула Даша
- Это еще почему же ты не девочка? – изумилась я.
- У мальчиков пенисы, у девочек грудки, сами же говорите, а у меня ни того, ни другого!!!
- Дашенька, - принялась я утешать наблюдательную малышку – ты подожди, грудки у девочек не сразу появляются, ты вырастешь и они.…
Но договорить мне не удалось, Даша меня перебила.
- Да знаю я, но я уже ждать устала! Все жду, жду, а ничего не растет!
- Дашик, да тебе лет-то сколько…. – договорить мне опять не дали.
- Ой, много, я уже и со счета сбилась!
* * *
Не менее забавные диалоги происходят нередко и без участия педагогов.
Во время занятий, как бы между прочим, не отрываясь от работы, дети (группа 4 – 4,5 года) беседуют между собой. Дело происходит в апреле, ребята рисуют весенний пейзаж…
Алёна: Ох, весна наступила. Скоро зима!
Лёша: (возмущенно) Как зима? Лето же потом!
Алёна: Ну. Вот именно, лето. Потом осень, а потом зима!
Саша: Да, а потом опять весна, лето, осень…
Алёна: И так каждый день!
* * *
Подобные междусобойчики на занятиях – более чем не редки. Детям вообще непросто работать молча, поэтому «фонят» они в основном, не переставая.
Идет занятие, на котором ребята рисуют осеннее дерево. Рисуют, и неспешно беседуют, цепляя слово за слово, и нанизывая из них, как из причудливых бусин свою фантастическую историю.
Саша: Хорошо, осень наступила, значит скоро зима!
Алена: Ага, санки, снеговики. Я зиму люблю.
Саша: А потом весна наступит.
Катя: А потом и лето!
Алена: А летом комары пойдут.
Катя: Комары малярийные бывают.
Саша: А малярийный комар, это, между прочим, очень опасный зверь! А еще есть муха це-це, они человека кусают и через кровь болезни переносят.
Катя: Например, СПИД!
Саша: СПИД, это такая болезнь страшная! Когда человек ей заболевает, он спит-спит, спит-спит, а потом раз, и умирает!
Катя: Страшные это звери, малярийный комар и муха це-це…
Алена: Вот я и говорю, что зиму люблю!
* * *
А вот еще один пример диалогов во время занятий.
Ксюша: А я сегодня к жениху поеду!
Маша: А как его зовут?
Света: Сережа…
Маша: А ты какое платье наденешь?
Ксюша: Я тебе потом скажу.
Света: А у меня тоже есть жених!
Ксюша: Ну и что! А у меня есть два жениха! Даша, мама и Люба!
Маша и Света хором: Так не бывает!
Ксюша: Ну и что, это у вас не бывает, а у меня есть!
* * *
А чего стоят брошенные между делом реплики:
Анечка чуть-чуть опоздав на занятие влетает в класс и с порога громко заявляет:
- А я сегодня пришла без штанов! Совсем!
И после небольшой паузы, во время которой вся группа, включая педагога судорожно соображала, как это Анюта ухитрилась дойти до студии без штанов в середине января, Анечка с ликованием продолжает:
- Правда, совсем - совсем без штанов, без никаких, в одних колготках!!